Помощь родителям
Обращение с детьми с умственной отсталостью
О каком-то общении с детьми с тяжелой и глубокой степенями умственной отсталости говорить не приходится: они нуждаются лишь в уходе и надзоре. Обычно такие дети находятся в специальных заведениях для этой категории лиц, однако бывают случаи, когда родители, проявляя любовь к ним, не отказываются, а держат их дома до конца дней (их или своих). Дети с легкой и даже умеренной степенями умственной отсталости в состоянии чувствовать эмоциональное отношение родителей, братьев или сестер к ним, могут глубоко и длительно переживать. Иногда невнимание или фальшивое проявление сочувствия вызывают у них злобность и агрессивность, то есть, если решено оставить таких детей в семье, несдержанность и фальшь по отношению к ним недопустимы. Сложные ситуации возникают в семьях, где больной с умственной отсталостью один среди здоровых детей. Депрессию или злобность может вызвать неприятие таких детей в собирающиеся компании, и тогда следует отвлекать больного, уводить из дома или найти замещающее занятие.
Рекомендуется обучать детей с умственной отсталостью легкой степени в специальных школах, а также их трудоустраивать. Необходимо проявить упорство в обучении детей с умственной отсталостью умеренной степени уходу за собой.
При появлении у детей повышенной злобности, агрессивности, сексуального возбуждения требуется немедленное обращение к врачу; устранить все это нетрудно.
Наконец, еще раз напоминаем, что при излечимых формах умственной отсталости (фенилкетонурия, токсоплазмоз, кретинизм, врожденный сифилис) следить за регулярностью лечения — важнейшая задача.
Переходим к описанию других заболеваний, весьма часто встречающихся, вызывающих резкую тревогу родителей, но, в отличие от умственной отсталости, с возрастом ослабевающих и даже исчезающих (опять-таки мы описываем лишь часто встречающиеся болезни).
«Скорая помощь» при работе с гиперактивным ребенком
- Отвлечь ребенка от его капризов.
- Предложить выбор (другую возможную в данный момент деятельность).
- Задать неожиданный вопрос.
- Отреагировать неожиданным для ребенка образом (пошутить, повторить действие ребенка).
- Не запрещать действие ребенка в категоричной форме.
- Не приказывать, а просить (но не заискивать).
- Выслушать то, что хочет сказать ребенок (в противном случае он не услышит вас).
- Автоматически, одними и теми же словами повторять многократно свою просьбу (нейтральным тоном).
- Сфотографировать ребенка или подвести его к зеркалу в тот момент, когда он капризничает.
- Оставить в комнате одного здоровья). (если это безопасно для его
- Не настаивать на том, чтобы ребенок, во что бы то ни стало, принес извинения.
- Не читать нотаций (ребенок их все равно не слышит).
Профилактическая работа с гиперактивным ребенком
- Заранее договариваться с ребенком о времени игры, о длительности прогулки и т.д.
- Об истечении времени ребенку сообщает не взрослый, а заведенный заранее будильник, что будет способствовать снижению агрессии ребенка.
- Выработать совместно с ребенком систему поощрений и наказаний за желательное и нежелательное поведение.
- Выработать и расположить в удобном для ребенка месте свод правил поведения в группе, классе.
- Просить ребенка вслух проговаривать эти правила.
- Перед началом занятия ребенок может сказать, что он хотел бы пожелать сам себе при выполнении задания.