Помощь родителям

Обращение с детьми с умственной отсталостью

О каком-то общении с детьми с тяжелой и глубокой степенями умственной отсталости говорить не приходится: они нуждаются лишь в уходе и надзоре. Обычно такие дети находятся в специальных заведениях для этой категории лиц, однако бывают случаи, когда родители, проявляя любовь к ним, не отказываются, а держат их дома до конца дней (их или своих). Дети с легкой и даже умеренной степенями умственной отсталости в состоянии чувствовать эмоциональное отношение родителей, братьев или сестер к ним, могут глубоко и длительно переживать. Иногда невнимание или фальшивое проявление сочувствия вызывают у них злобность и агрессивность, то есть, если решено оставить таких детей в семье, несдержанность и фальшь по отношению к ним недопустимы. Сложные ситуации возникают в семьях, где больной с умственной отсталостью один среди здоровых детей. Депрессию или злобность может вызвать неприятие таких детей в собирающиеся компании, и тогда следует отвлекать больного, уводить из дома или найти замещающее занятие.

Рекомендуется обучать детей с умственной отсталостью легкой степени в специальных школах, а также их трудоустраивать. Необходимо проявить упорство в обучении детей с умственной отсталостью умеренной степени уходу за собой.

При появлении у детей повышенной злобности, агрессивности, сексуального возбуждения требуется немедленное обращение к врачу; устранить все это нетрудно.

Наконец, еще раз напоминаем, что при излечимых формах умственной отсталости (фенилкетонурия, токсоплазмоз, кретинизм, врожденный сифилис) следить за регулярностью лечения — важнейшая задача.

Переходим к описанию других заболеваний, весьма часто встречающихся, вызывающих резкую тревогу родителей, но, в отличие от умственной отсталости, с возрастом ослабевающих и даже исчезающих (опять-таки мы описываем лишь часто встречающиеся болезни).

«Скорая помощь» при работе с гиперактивным ребенком

  1. Отвлечь ребенка от его капризов.
  2. Предложить выбор (другую возможную в данный момент деятельность).
  3. Задать неожиданный вопрос.
  4. Отреагировать неожиданным для ребенка образом (пошутить, повторить действие ребенка).
  5. Не запрещать действие ребенка в категоричной форме.
  6. Не приказывать, а просить (но не заискивать).
  7. Выслушать то, что хочет сказать ребенок (в противном случае он не услышит вас).
  8. Автоматически, одними и теми же словами повторять многократно свою просьбу (нейтральным тоном).
  9. Сфотографировать ребенка или подвести его к зеркалу в тот момент, когда он капризничает.
  10. Оставить в комнате одного здоровья). (если это безопасно для его
  11. Не настаивать на том, чтобы ребенок, во что бы то ни стало, принес извинения.
  12. Не читать нотаций (ребенок их все равно не слышит).

 Профилактическая работа с гиперактивным ребенком 

  1. Заранее договариваться с ребенком о времени игры, о длительности прогулки и т.д.
  2. Об истечении времени ребенку сообщает не взрослый, а заведенный заранее будильник, что будет способствовать снижению агрессии ребенка.
  3. Выработать совместно с ребенком систему поощрений и наказаний за желательное  и нежелательное поведение.
  4. Выработать и расположить в удобном для ребенка месте свод правил поведения в группе, классе.
  5. Просить ребенка вслух проговаривать эти правила.
  6. Перед началом занятия ребенок может сказать, что он хотел бы пожелать сам себе при выполнении задания.